Нормы техники чтения
Что понимают под техникой чтения?
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста;
2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения
выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Выразительность чтения
проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. И наконец, самое важная, по мнению детей и родителей, характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения
характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Ориентировочные показатели по скорости чтения в начальных классах
1 класс
- 1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту
- 2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.
2 класс
- 1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту.
- 2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
3 класс
- 1 полугодие: 60-70 сл./мин.
- 2 полугодие: 70 80 сл./мин.
- В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс
- 1 полугодие: 80-90 сл./мин
- 2 полугодие: 100-120 сл./мин.
- Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.
Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.
Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.
Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.
В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.
Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.