Что необходимо знать и уметь будущему первокласснику?
⇒ Общее развитие Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
⇒ Интеллектуальное развитие В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
⇒ Слух, зрение, внимание, память, речь Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
⇒ Основы математики Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
⇒ Чтение Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букв
⇒ Навыки письма Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
То, что должен знать каждый родитель
⇒ Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника? В области развтия речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
* уметь четко произносить все звуки речи; * уметь интонационно выделять звук в словах; * уметь выделять заданный звук в потоке речи; * уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); * уметь произносить слова по слогам; * уметь составлять предложения из 3-5 слов; * уметь называть в предложении только второе слово, только третье слово, только четвертое слово и т.д.; * уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные); * уметь составлять рассказ по картинке (например, "В зоопарке", "На детской площадке", "Отдых на море", "За грибами" и т.д.) * уметь составлять несколько предложений о предмете; * уметь наизусть читать любимые стихотворения; * знать автора прочитанного стихотворения; * уметь последовательно передавать содержание сказки.
⇒ К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
* знать цифры от 0 до 9; * уметь считать до 10 и обратно; * уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка; * уметь сравнивать числа первого десятка; * уметь соотносить цифру и число предметов; * уметь сравнивать две группы предметов; * уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; * знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг; * уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме; * уметь оперировать понятиями "налево", "направо", "вверх", "вниз", "раньше", "позже", "перед", "за", "между"; * уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
⇒ Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
* в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме; * полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности; * знать правила поведения в общественных местах.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
* учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); * умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); * умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
* развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); * пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); * координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); * развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); * развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); * развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
* умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
* умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
* умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
* умение отвечать на вопросы и задавать их;
* умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
* кмение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
* кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
· работа с конструкторами разного типа; · работа с ножницами, пластилином; · рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).